У многодневного поста, можно сказать, есть три измерения: телесное, душевное и духовное. Попробуем рассмотреть каждое из них. Наверное, самое простое – это телесное воздержание. Все мы знаем, что в течение этого поста не вкушают мясо и птицу, яйца и молочные продукты. В древности это позволяло экономить время и деньги, причём последние тратились на милостыню нищим. В наше время всё происходит буквально наоборот: люди с удовольствием ходят по магазинам, которые предлагают постные продукты на любой выбор, и выходит это всё даже дороже, чем привычная скоромная пища.
Это — присутствие и господство демона в человеке, злого и жестокого духа, пытающегося окончательно погубить у человека и тело, и душу. Отрока, которого Господь освободил от злого духа, тот бросал то в огонь, то в воду — лишь бы его умертвить.
Пока тот или иной человек всего лишь философствует о Боге, то остается немощным, совершенно безсильным перед демоном. [Ведь] демон [только] посмеивается над немощным светским мудрованием. Но стоит человеку начать поститься и молиться Богу, как демона наполняет неописуемый страх.
Средства наказания не имеют неуклонного сходства с винами: так, воины, уличенные в проступках, подвергаются побоям, но не тому самому злу, которое сделали. Подобно этому, и все мы наказуемся постигающими нас скорбями и благовременно и правильно к покаянию, но не тождественно, то есть не в то самое время, когда согрешаем, и не тем злом, в котором виновны. Это-то и приводит некоторых к неверию правде Божией, то есть отсрочка наказания и несходство наказаний с винами».
Вопрос: «Скорби, наводимые на нас, очень разнообразны. Одни из них истекают от человеков оклеветывающих, злоречащих, ласкательствующих, вводящих в заблуждение, обольщающих, скрадывающих, обижающих, соблазняющих, враждующих, презирающих, ненавидящих, притесняющих, биющих, подвергающих гонению, словом, делающих то зло, которое человеки могут делать человекам.
Я (имя) согрешил(а) перед Богом: слабой верой (сомнением в Его бытии). Не имею к Богу ни должного страха, ни любви, а поэтому: (каяться не умею, грехов не вижу, особо и не стараюсь узнать, что греховно, а что спасительно, не исполняю Его святые Заповеди, не вспоминаю о смерти, не готовлюсь предстать на Суд Божий, и вообще равнодушен(на) в отношении к вере, к Богу и своей горькой участи в Вечности.).
Согрешил(а): не благодарю Бога за Его милости. Приписыванием успехов себе, а не помощи Божией. (В самомнении и гордыне) надеялся на себя и на людей более, чем на Бога. Не покорностью воле Божией (желаю, что бы всё было по-моему). Нетерпением скорбей и болезней (боюсь страданий, попущенных Богом за мои грехи, забывая, что даны они мне для очищения души от них и спасения). Ропотом на свой жизненный крест ("судьбу"), на людей, (Бога), обвинением Его в жестокости. Малодушием, унынием, печалью, ожесточением сердца, отчаянием в спасении, мыслями о самоубийстве, попыткой самоубийства.
Изведение апостола Петра из темницы
Итак, Петров пост – время апостолов. Но вопрос – как же устроить и устроиться так, чтобы действительно провести эти дни в их обществе? На самом деле, можно предложить несколько алгоритмов. В основу Петрова поста, разумеется, хорошо бы положить Апостольские послания. Если мы – увы! – не читаем их ежедневно, то этим постом уж совершенно необходимо хотя бы положить начало такому чтению. Можно взять канон собору апостолов и прочитывать ежедневно хотя бы по одной песне.Можно найти краткие жития апостолов и успеть прочесть их за пост. Это может стать удивительным опытом. Возможно, после такого чтения апостолы Фаддей, Филипп, Симон Зилот станут нам так же близки, как, скажем, преподобный Серафим или святитель Нектарий Эгинский.
![](https://3rm.info/uploads/posts/2015-02/1424248830_bl.jpg)
Ложь и обман часто, наравне с осуждением, одни из самых распространенных человеческих грехов.
Ведь бывает, что человек говорит себе: «Лучше соврать, чем убить кого-то или причинить какой-нибудь другой, скажем так, материальный вред. Ложь-то – это почти не вред, это просто слова». Но, конечно, это не так. Это опасная иллюзия. Опасное заблуждение.
Во-первых, Сам Господь заповедал нам не лгать. Вспомним девятую заповедь из десяти, которые Бог дал святому пророку Моисею на горе Синай: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Ложь здесь названа именно ложным свидетельством. Почему? Потому что свидетельство – уверение кого-то в истине, что предмет свидетельства является истинным. И значит, если мы врем, обманываем по поводу чего-то, то мы уверяем других людей, а, быть может, даже и самих себя, что неистина является истиной. А что такое истина? Часто Господь называется Истиной. Истина – это Его Божья воля. Истина – Его Божий мир и попечение о нас, Божественный Промысл о всякой твари. Это есть истина. Это есть правда. И, значит, если мы говорим неправду, ложь, то мы пытаемся исказить Божий мир и Божью правду. Мы вторгаемся в Божью реальность с целью исказить, извратить ее. И тем самым совершаем страшное святотатство, уподобляясь диаволу, который и ставит перед собой цель извратить и даже уничтожить Божий мир. Поэтому часто сатана и называется отцом лжи. Соответственно, мы, обманывая, делаем сатанинское дело, совершаем зло и грех, какими бы «добрыми» нам ни казались цели этой лжи.