Высказывания святых подвижников. Приготовление к смерти задолго до ее приближения, ожидание и желание смерти исключают реакцию отрицания у истинных христиан. Приведем некоторые высказывания святых подвижников, у которых было праведное отношение к смерти, и это ясно покажет, что у них не могло быть отрицания приближения смерти.
Силуан Афонский (Мысли об исходе): «Душа моя приблизилась к смерти и сильно желает видеть Господа и вечно быть с Ним».
Новый эклогион (Житие … Лазаря, на Галлисийской горе): «Тяжко страдая, он (Лазарь) с радостью ожидал смерти, потому что давно уже был готов к ней, и сам, по апостолу, желал разрешиться от уз тела «и быть со Христом» (Флп.1:23)».
Иосиф Исихаст (Письма, п.30): «Смерть, которая для многих велика и страшна, для меня одно отдохновение, сладчайшая вещь, которая только лишь придет — избавит меня от скорбей мира. И я жду ее с минуты на минуту. Она воистину велика».
При таком настрое ума и сердца, святой подвижник скорее опечалится, если его смертельный диагноз не подтвердится, т.к. ему еще придется оставаться на этой земле.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.1, гл. 29): «…апостол Павел … не боялся смерти, но скорее даже огорчался оттого, что этот день запаздывает».
(Подобную печаль мы видели и в примере из жизни Иосифа Исихаста в разделе «Как вели себя христиане, получившие предуведомление о смерти», когда он беспокоился, что не умирает)
Кстати сказать, тот, кто вкусил благое желание смерти, не понимает тех людей, которые хотят жить долго. Как впрочем, и наоборот.
Никон Воробьев (Письма, биография): «Скорбящим у его (Никона) постели он говорил: «Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за нее из последних сил».
Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6, гл.1): «Некоторые, даже пожилые люди, если врач скажет им «ты умрешь» или «есть надежда на пятьдесят процентов, что ты выживешь», расстраиваются. Они хотят жить. А ради чего? Удивительное дело! Если хочет жить человек молодой, это ещё куда ни шло, этому есть какое-то оправдание. Но если старается выжить старик, я этого не понимаю».